В. М. Лурье

Введение в критическую агиографию

2.7
Почему агиография должна говорить символами?

Ответ на этот вопрос не принадлежит к области критической агиографии как таковой. Просто символы — это единственный способ обращаться к массам.

Символами говорят не только агиография, или светская государственная пропаганда, или, скажем, изобразительное искусство — символами говорят даже телевизионные программы новостей (которые только очень наивные телезрители способны принимать за «сырую» информацию).

Ничего лучше для разговора с массами человечество не выдумало. Впрочем, оно вряд ли в этом нуждалось, так как символический язык вполне отвечает возлагаемым на него функциям.

Мы не будем тут рассуждать о принципах функционирования массмедиа разного уровня, от «Илиады» до газеты, а просто отметим, что в системе церковной жизни (то есть вообще в системе общины, организованной вокруг какого-то культа) то содержание, которое доступно немногим профессионалам через посредство догматических, канонических или исторических трактатов, становится всеобщим достоянием через агиографию — и в этом состоит важнейшая функция этого рода литературы, да и вообще культа святых.

Выражаясь предельно кратко, агиография — важнейшее из церковных СМИ. Агиографические документы живут внутри культа, а культ живет внутри церковной жизни именно сегодняшнего дня. Поэтому и агиографические документы всегда обладают «злободневным» содержанием, то есть актуальностью «здесь и сейчас» для той ситуации, которая вызвала их к жизни.