В. М. Лурье

Введение в критическую агиографию

2.3
Взаимоотношение агиографических документов
и богослужебных текстов

Не относятся к типам агиографической литературы богослужебные тексты, хотя они обычно содержат сведения агиографического характера, иногда даже уникальные [1].

Мы еще вернемся к теме соотнесенности агиографии и литургии, а пока достаточно констатировать, что, несмотря на наличие такой соотнесенности, агиография и богослужение являются разными аспектами культа святого или реликвии. Впрочем, нельзя изучать агиографию в отрыве от культа и, следовательно, в отрыве от богослужебных текстов.

Агиографические сочинения отличаются от богослужебных текстов тем, что их значение всегда ограничено экспликацией (разъяснением) данного культа, и с функциональной точки зрения они являются текстами паралитургическими («околобогослужебными»), а не литургическими.

Литургические (богослужебные) тексты пересказывают агиографический материал, хотя и делают это, по необходимости, кратко. Сами богослужебные уставы и более общие уставы жизни монастырей отводят особое время для чтения агиографических текстов, причем не только в паралитургических ситуациях (вроде трапезы), но и прямо во время богослужения. Всеми этими мерами обеспечивается необходимый минимум взаимосвязи богослужебной жизни с ее «периферией», однако такой минимум далеко не отвечает масштабам действительного присутствия агиографии в церковной жизни. Аналогично этому, имеется некий «минимум» взаимосвязи между агиографией и иконографией (например, очень распространены иконы, иллюстрирующие жития), но это не мешает иконографии оставаться принципиально иным способом выражения культа, нежели агиография.

Таковы, в общих чертах, элементарные сведения о разнообразии агиографической литературы, которые были известны и до Делеэ. Как и во всем, здесь есть свои тонкости и неочевидности, но в целом картина ясна именно потому, что просматривается невооруженным глазом.

Примечания

[1]В качестве примера уникальных сведений, дошедших до нас только через гимнографию, приведу пример древнего (ныне неупотребительного) канона на праздник Торжества Православия, составленного св. патриархом Мефодием непосредственно к учреждению этого праздника в 843 г. Правда, уникальные сведения там не о святых защитниках православия от иконоборческой ереси, а о их главных врагах, сведения о которых почти не сохранились за пределами этого канона. См. подробно в: J. Gouillard, Deux figures mal connues du second iconoclasme, Byzantion 31 (1961) 387–401. О еретиках как героях агиографии (точнее, «антиагиографии») см. ниже в связи с жанром псогоса (прим. 1 на с. 47).