Введение в критическую агиографию
Базовым определением агиографического памятника в его отличии от всех остальных является определение агиографической легенды, данное Делеэ в знаменитой книге 1905 года. Слово «легенда» Делеэ понимал в его этимологическом значении, то есть как все то, что может быть прочитано. Слегка перефразируя его определение, мы можем сказать, что
Из этого определения видно, что, например,
Термины «легенда» и «документ» употребляются как синонимы (термин «документ» удобнее, например, применительно к тексту надписи).
Очень важно уточнить, что
Применительно к таким реконструкциям, то есть к результатам текстологического исследования, можно вполне корректно приложить понятие агиографического документа (= легенды). Конечно, в практической работе нет смысла чрезмерно следить за своей речью, боясь перепутать критическую агиографию с текстологией, но помнить об этом различии необходимо.
Повторим то же самое другими словами. Документ для текстолога — это любая рукопись. Но реальная рукопись может содержать различные пропуски, ошибки, механические повреждения, так что передаваемый ею текст приходится реконструировать. Человек вообще всегда принужден реконструировать текст, который он читает, как, например, и читатель этой моей книги вынужден преодолевать неизбежные в ней опечатки. Текст реальной рукописи всегда отличается от идеала, к которому должна стремиться текстологическая реконструкция. Но именно такой «идеальный» текст, а не конкретная его материализация в рукописях, является агиографическим документом.
Примечания
[1] | Полного справочника по славянской или хотя бы только древнерусской агиографии все еще не существует, но уже готовится свод житий (к сожалению, только житий, а не всех вообще агиографических произведений), созданных в древней Руси. Предварительный список (164 пункта; разные редакции объединяются в один пункт списка) с библиографией по каждому произведению: |