Мишель Фризо (ред.)

Новая история фотографии

Пикториалистические техники

В последней трети XIX века фотографы, неудовлетворенные чисто описательным подходом к реальности, считающие этот путь упадочным и тупиковым, ищут новые выразительные средства. Поиски идут, главным образом, вокруг способов изготовления и обработки фотографического отпечатка, который приверженцы новой эстетики («пикториалисты») склонны рассматривать как аналог традиционной картины — как уникальный объект и важнейшее звено творческого процесса. Пикториалисты разрабатывают, а порою открывают заново технологии, обеспечивающие широкие возможности ручной обработки изображений.

В первую очередь, это гумми-бихроматный процесс (его появление принято относить к 1858 году), который дает отпечатки, напоминающие рисунок графитным карандашом, тушью или сангиной. Эмульсию (смесь красочного пигмента с гуммиарабиком и бихроматом калия) наносят с помощью кисти на лист бумаги и высушивают, после чего она приобретает светочувствительность, а именно нерастворимость в воде пропорционально времени экспозиции и освещенности того или иного участка. Печать осуществляется контактным способом. Затем отпечаток помещают в воду, и вымывание неотвердевших (неосвещенных) фрагментов проявляет изображение. Процесс, занимающий не менее часа, допускает активное вмешательство фотографа — ручные операции при помощи кисти или губки. Далее следуют закрепление в растворе сульфита натрия, промывка, обработка в растворе формалина, еще одна промывка и, наконец, просушка. Техника довольно проста, но обладает множеством нюансов; среди ее виртуозов выделяются К. Пюйо, Р. Демаши, Р. Ле Бег и др.

В другом процессе, запатентованном в 1878 году У. Уиллисом и весьма популярном в 1880–1914 годах, используются соли платины. Лист бумаги, предварительно обработанный раствором хлороплатинита калия с добавлением щавелевокислого железа и хлористого калия, экспонируется обычным способом (в рассеянном свете), проявляется в теплом растворе щавелевой кислоты и закрепляется в обычном кислом растворе. Признаными мастерами платинотипии были А. Стиглиц и Ф. Х. Эванс. Процесс позволял придавать изображению различные отенки и варьировать фактуру бумаги, но очень быстро вышел из употребления. В ХХ веке к нему обращались немногие (И. Пенн, Дж. Тайс) — в поисках долговечности и уникальной фактуры отпечатков.

Предложенная в 1904 году технология Дж. Э. Роулинза была продолжением работ Пуатевена по фотолитографии. Бумагу, обработанную желатинно-бихроматной эмульсией, экспонируют контактным способом и погружают в теплую воду. Вода впитывается лишь незасвеченными участками. Затем лист покрывают жирной тушью, которая удерживается лишь на сухих участках (таким образом, черными становятся наиболее освещенные части). Процесс Роулинза, получивший название «бромойль», заключался в нанесении туши кистью, что позволяло фотографу контролировать локальные тона.

Одним из лучших мастеров бромомасляной печати стал Пюйо, а Демаши, не удовлетворенный тем, что желатин скрывал фактуру бумаги, выдвинул в 1912 году идею «переноса», то есть использования обработанных тушью снимков в качестве печатных клише. Следуя этому методу, бромомасляное изображение переводили, используя печатный пресс, на ценные сорта бумаги, традиционно используемые в гравюре.

Степень и способы рукотворного вмешательства пикториалистов в фотографическое изображение могли сильно различаться, но, так или иначе, в их распоряжении был арсенал варьируемых технологий, которые можно было приспособить к любому художественному замыслу.

Жан-Клод Готран