Мишель Фризо (ред.)

Новая история фотографии

Благодарности

Своим возникновением и реализацией замысел этой книги обязан, в первую очередь, живому интересу к фотографии со стороны Комиссии по искусству Национального центра книги. Я хотел бы поблагодарить за особое участие и приложенные усилия сотрудников Комиссии, прежде всего — Жана Каттеньо и Мишеля Ришара.

Вслед за ними следует поблагодарить издательские дома «Adam Biro» и «Bordas», которые отважились на участие в проекте, немыслимом без использования фотодокументов, притом что многие из этих документов до сих пор остаются труднодоступны. Я выражаю признательность, в частности, Адаму Биро, Филиппу Фурнье-Бурдье, Натали Мишель, Брижитт Видкок, Мариз Юбер, Мюриэль Шаландр, переводчикам Жанне Буниор, Дени-Арману Каналю, Валери Морло, Кристиану-Мартену Дьеболю, Роз-Мари Макино-Файоль, а также корректорам Жерару Алле, Франсуа Рэймону и Доминику Лаоссуа.

Своей элегантной и выверенной формой эта коллекция текстов и изображений обязана тесному сотрудничеству авторов с Жеромом Фоше, который с исключительным тщанием подошел и к визуальной выразительности будущей книги, и, в не меньшей степени, к подаче и организации фотографических произведений. На том же основании моей искренней благодарности заслуживают Лиза Фоше и Эрван Готье.

Я сердечно благодарен всем владельцам репродуцированных в нашей книге фотографий: частным коллекционерам, музейным и другим учреждениям, а также работникам репродукционных служб. Прежде всего следует отметить Международный музей фотографии «Дом Джорджа Истмана» (Рочестер, США), Исследовательский центр проблем человечества Гарри Рэнсома (Техасский университет, Остин, США), Музей Дж. Пола Гетти (Малибу, США), Королевское общество фотографии (Бат, Великобритания), Музей Орсе, Национальную библиотеку, а также Французское общество фотографии (Париж, Франция). Я хотел бы выразить признательность всем сотрудникам этих организаций, которые облегчали наш труд ценными пояснениями и уточнениями, помогали в поиске необходимых документов, проявляли терпение и понимание в порою весьма непростых обстоятельствах.

От себя лично я благодарю всех тех, кто дружеским участием и расположением, советом и дискуссией поддерживал этот проект и содействовал его осуществлению, в частности Стюарта Александера, Губертуса фон Амелунксена, Мартину д’Астье, Элен Балтрушайтис, Рэймона Беллура, Франсуазу Бонфуа, Роксану Дебюиссон, Робера Дельпира, Франсуазу Дерр, Франсуазу Дюкро, Ги Дюу, Андре Жамма, Мориса Леконта, Пьетро Морелли, Валери Морло, Доминика Пайни, Эуджению Парри-Дженис, Эльвиру Перего, Шелли Райс, Бенуа Риверо, Пьера-Марка Ришара, Майка Уивера, Анну-Лору Фризо, Жюльена Фризо, Анн Хаммонд. Отдельная благодарность за их неизменную благосклонность Даниэлю и Мирей Рембу, Эрику Пуатевену и Пату Диезу, а также коту Бальтюсу и его кошачьему семейству в Манжьене.

Я благодарен всем авторам текстов «Новой истории фотографии» за то, что они согласились участвовать в ее подготовке, невзирая на неизбежные при работе над коллективным изданием трудности и неудобства.

Очень важное значение имела для меня поддержка Андре Жамма и Эуджении Парри-Дженис, благодаря которым я, в частности, уверился в том, что всякая история фотографии берет свое начало в наслаждении от созерцания и непосредственного общения с оригинальными отпечатками, будь то несомненные произведения искусства или любительские снимки.

Наконец, я благодарю моих студентов, которые, возможно, сами того не сознавая, своим постоянным интересом помогали мне в поисках более глубокого понимания фотоискусства.

Я хотел бы посвятить эту книгу двум ушедшим друзьям, чья исключительная взыскательность неизменно, даже издалека, направляла и направляет мою работу: Юргису Балтрушайтису, учившему нас вчитываться в древообразную структуру образов и распутывать сети значений, и Эдуарду Дерру, который умел разглядеть на поверхности фотоизображения следы забытых техник, навыков и приемов.

Мишель Фризо