В. М. Лурье
(при участии В. А. Баранова)

История византийской философии
Формативный период
СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с.
ISBN 5-90141-013-0

К читателю

О чем эта книга

Благодарности

Введение

Что такое «византийская философия»? (1)

Хронология и периодизация (12)

I. РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПРОЛОГ

Глава первая
Концептуализация христианского вероучения в новозаветную эпоху

1.1 Происхождение христианства на фоне религиозной раздробленности иудейского мира (2)

1.2 Понятие «мессианского движения» (22)

1.3 «Мессианская» аскетика (23)

1.4 Понятие «священнического богословия» (24)

1.5 Два типа «священнических богословий» и два типа Храма: «исторический» и эсхатологический (27)

1.6 Основные богословские идеи «эсхатологической» Священнической традиции, воспринятые христианством (33)

1.6.1 Концепция I: Мессия как Храм Божий (34)
1.6.2 Концепция II: Мессия как Сын Божий (37)
1.6.3 Краткие выводы (38)

Глава вторая
Философская мысль в христианском богословии доникейской эпохи

1.1 Никейский собор (40)

1.2 Что значит «доникейский» (40)

2.1 Мужи апостольские: иудейское богословие без «перевода» на греческий (41)

2.1.1 Основные богословские концепции в эпоху мужей апостольских (43)
2.1.2 Принципиальная особенность раннехристианского богословия (47)

2.2 Богословие раннехристианских апологетов (48)

2.2.1 Концепция Логоса у апологетов (50)
2.2.2 Новое и традиционное в учении апологетов о Логосе (52)
2.2.3 Учение апологетов о двух логосах Божиих—внешнем и внутреннем (53)

2.3 Святой Ириней Лионский и христианское богословие в III веке (55)

2.3.1 Учение о Троице у Иринея Лионского (56)
2.3.2 Черты нового и традиционного в триадологии Иринея Лионского (57)

2.4 Обзор некоторых триадологических учений III—начала IV веков (58)

II. С ЧЕГО НАЧИНАЛИСЬ «ПРИРОДА» И «ИПОСТАСЬ»

Глава первая
Концепции триадологической полемики IV века

1 Вводные замечания о православном богословии в IV и V веках (62)

2 Христианская триадология в IV веке (64)

2.1 Первый Вселенский собор: понятия «единосущный» и «ипостась» (64)

2.2 Отношения между православными и арианами в середине IV века и проблема статуса догматических определений соборов (67)

2.3 Учение «подобосущников» (омиусиан) (69)

2.4 Учение евномиан (аномеев) (70)

2.5 Ранний (доевномианский) этап антиарианской полемики; способы доказательства (72)

2.6 Учение о спасении как обожении человека; св. Григорий Богослов (75)

2.7 Ересь Аполлинария и ее опровержение у св. Григория Богослова (77)

2.8 Определения понятий «сущность» и «ипостась»: Каппадокийские отцы (80)

2.9 Божественность Святого Духа: Василий Великий, Григорий Богослов, ересь Македония и Второй Вселенский собор (381 г.) (85)

2.10 Учение о познаваемости Бога и о Боге как Троице (88)

2.10.1 Ипостась: ее непознаваемость по сущности и познаваемость по энергиям (88)
2.10.2 Энергия и имя; энергия как «движение сущности» (90)
2.10.3 Ипостась как τρόπος ὑπάρξεως («тропос существования») сущности (92)
2.10.4 «Догмат монархии» Отца в Святой Троице (94)
2.10.5 Проблема «порядка» ипостасей в Святой Троице (95)
2.10.6 Энергия сущности и идиома ипостаси (98)

2.11 Учение о Троице: главное содержание и понятийный аппарат (99)

2.11.1 Основные богословские концепции (99)
2.11.2 Основной понятийный аппарат (100)

Глава вторая
Философские концепции в христологической полемике V века

1 Общий обзор периода (102)

1.1 Общий обзор полемики против платонизма (103)

1.2 Общий обзор христологической полемики (105)

2 Эпоха III Вселенского собора (106)

2.1 От Феодора Мопсуестийского к Несторию (108)

2.2 Третий Вселенский собор (109)

2.3 Богословие св. Кирилла Александрийского (110)

2.4 Богословие Нестория после его осуждения (113)

3 От Халкидонского собора к Энотикону Зинона (116)

3.1 Предыстория Халкидонского собора (116)

3.2 Учение Евтихия и учение Диоскора (117)

3.3 Учение св. папы Римского Льва Великого (118)

3.4 Вероучительное определение (орос) Халкидонского собора (119)

3.5 Значение Халкидонского собора для современников (121)

3.6 Энотикон Зинона (123)

4 Богословские итоги V века (125)

III. РАННЕВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Глава первая
VI век: христианское богословие в лабиринтах метафизики

1 Общий обзор периода (130)

1.1 Источниковедческие проблемы (130)

1.2 Характер догматической полемики в VI веке (131)

1.3 Оси координат логического пространства догматической полемики (133)

2 Специфика монофизитского богословия до его основных расколов (135)

2.1 Отличие монофизитского богословия от Кириллова: Филоксен Маббогский (135)

2.2 Две трактовки отличия Иисуса от нас: Севир Антиохийский, Иоанн Грамматик Кесарийский и «особое мнение» Леонтия Иерусалимского (138)

3 Односубъектность Христа в халкидонитском богословии (142)

3.1 «Феопасхизм» против криптонесторианства: Юстиниан Великий (143)

3.1.1 «Феопасхитские» споры (143)
3.1.2 Святой император Юстиниан и собор 536 года (145)
3.1.3 Пятый Вселенский собор: осуждение «трех глав» (149)

3.2 От оригенизма Евагрия к оригенизму без Евагрия (152)

3.2.1 Состояние оригенизма к началу VI века. Учение Евагрия (152)
3.2.2 Оригенистские споры в Палестине: исóхристы и протоктисты (155)
3.2.3 Леонтий Византийский (158)

3.2.4 Итоги 553 года: начало «анонимного» оригенизма (162)

3.3 Ересь агноитов и антропологический аспект единства субъекта в Христе (163)

3.3.1 Ересь агноитов: Фемистий, Феодор, Псевдо-Кесарий (164)
3.3.2 Моно- и диоэнергизм до начала 540‑х гг. Проблема Леонтия Иерусалимского (166)
3.3.3 Моно- или диоэнергизм? Юстиниан и Пятый Вселенский собор (169)

3.4 Итоги эпохи Пятого Вселенского собора (176)

4 Главный раскол в монофизитском мире: севирианство и юлианизм (177)

4.1 Общие предпосылки полемики о нетлении тела Христова (180)

4.2 Полемика непосредственно между Севиром и Юлианом (181)

4.2.1 Особенность позиции Севира по отношению к его предшественникам (182)
4.2.2 Особенности позиции Юлиана по отношению к его предшественникам и последователям (184)
4.2.3 Особенности позиции Севира по отношению к его последователям (187)
4.2.3.1 Учение Севира о смерти Христа и Евхаристии: возврат к несторианству (187)
4.2.3.2. Учение о смерти Христа в латинской традиции двухсубъектной христологии (189)
4.2.3.3 Севириане в поисках выхода из логических тупиков учения Севира (191)

4.3 Четыре антропологические модели и пять сотириологий: Юлиан, Августин, Севир, Пелагий и традиция восточной патристики (194)

4.4 Севирианство и юлианизм после взаимной полемики (200)

4.4.1 Трансформация севирианства; Пров и Иоанн Барбур (200)
4.4.2 Трансформация юлианизма; актистизм (202)

4.5 Итоги антиюлианитской полемики для севириан и халкидонитов: усиление оригенистов (207)

5 Второй великий раскол монофизитского мира: триадологические споры (209)

5.1 Начало ереси тритеитов и Иоанн Филопон (211)

5.2 Иоанн Филопон как философ и как богослов-монофизит (215)

5.3 Тритеизм Иоанна Филопона (221)

5.4 Раскол между Александрией и Антиохией (223)

5.5 Еще две триадологии: Петр Каллиникский и Дамиан Александрийский (226)

5.6. Дополнительные разъяснения понятия «ипостась»: св. Евлогий Александрийский (230)

5.7 Дальнейшие судьбы монофизитской триадологии (234)

5.8 «Актистизм» из севирианства: Стефан Говар (236)

5.9 Раскол кононитов и афанасиан; оригенизм Иоанна Филопона (241)

5.9.1 История и идейная предыстория раскола (241)
5.9.2 Учение Филопона о воскресении (243)

5.10 Филиация севирианских сект в VI веке (248)

6 Оригенизм Филопона в халкидонитской среде: Евтихий Константинопольский (248)

6.1 Эдикт Юстиниана об афтартодокетизме (250)

6.1.1 История издания и рецепции (250)
6.1.2 Нетление тела Христова в православной традиции первой половины VI века: св. Ефрем Амидский (256)
6.1.3 Евтихий о нетлении тела Христова и о Евхаристии (258)
6.1.4 Евтихий о воплощении, Троице и «фантазиатстве» (261)
6.1.5 Уточнение реконструкции содержания эдикта Юстиниана (267)

6.2 Оригенизм Евтихия: его учение о воскресении (269)

6.3 Евтихий о энергиях и волях во Христе (271)

7 Монофелитский оригенизм (275)

7.1 Константин Апамейский на Шестом Вселенском соборе (276)

7.2 Симеон Кеннешринский о ереси оригениста Феодора (278)

7.3 Основные этапы развития монофелитского оригенизма (281)

8 Итоги VI века (282)

8.1 VI век как ключевая эпоха для средневекового богословия (282)

8.2 Перспективы сближения халкидонитов и севириан (284)

8.3 Главные внутренние противоречия в халкидонитской среде (286)

8.4 Главные противоречия среди монофизитов (287)

8.5 Заключение (288)

Глава вторая
Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха

1 Историческая обстановка (289)

2 Внешняя история монофелитской унии (292)

2.1 Личность патриарха Сергия (292)

2.2 Церковное единство с монофизитами в Армении; собор Quinisextum (293)

2.3 Монофелитская уния: «история идей» сквозь историю церкви (296)

2.4 Победа богословия над философией: редкий тип конфликта в «истории идей» (309)

2.5 Преп. Максим Исповедник: история изучения его богословия (310)

3 Монофелитская догматика и ее корни (314)

3.1 Корни монофелитства в догматической традиции VI века (315)

3.1.1 Судьбы монофелитского оригенизма (316)

3.1.2 Главный тезис монофелитства: энергия принадлежит ипостаси (319)

3.1.3 Единство сознания Христа как обоснование монофелитства (323)

3.2 Проблема делимости делимого: споры о человеческой природе (328)

3.2.1 Концепция «частной природы» как особый вид философского реализма (331)
3.2.2 «Частные сущности» в христологии: обзор основных последствий (333)
3.2.3 Леонтий Византийский против Иоанна Филопона (334)
3.2.3.1 Аргументация Акефала (Иоанна Филопона) (338)
3.2.3.2 Аргументация Леонтия Византийского (341)
3.2.4 Выводы: необходимость создания собственно христианской философской онтологии (346)

4 Богословие святого Максима Исповедника (348)

4.1 «Тропос существования» вместо «частной природы» (349)

4.1.1 Частное бытие вторых сущностей: ипостась, а не частная природа (349)
4.1.2 Природа внутри ипостаси: «тропос существования» (351)
4.1.3 Тропосы существования: от бытия до присноблагобытия (355)
4.1.3.1 Бытие-благобытие / злобытие-присноблагобытие (355)
4.1.3.2 Что значит тропос бытия Богом (358)
4.1.3.3 Тропос существования и ипостасная идиома (363)
4.1.4 Новая философская онтология: потенциальное бытие, актуальное обожение (366)
4.1.4.1 Логосы Божии в творении (368)
4.1.4.2 Логосы и Логос (372)
4.1.4.3 «Приснодействуемое» воплощение Христово: до и после Р. Х. (374)

4.2 Тропос существования и энергия природы (377)

4.2.1 Тропос энергии и деятельность (праксис) ипостасей (378)
4.2.2 Отход от вербального монофелитства: различение «энергии» и «праксиса» (379)
4.2.3 «Активная пассивность» человеческой воли во Христе (380)
4.2.4 Обожение как движение образа к первообразу: «единая энергия» Бога и святых (385)
4.2.5 «Единая энергия» Бога и святых как прекращение синергии (388)
4.2.6 Теория волевого акта: воля природная и воля гномическая (391)
4.2.7 Понятие гномической воли в христологии (396)
4.2.7.1 Грех как тление произволения и его исправление во Христе (397)
4.2.7.2 Отсутствие произволения и гномической воли во Христе (399)
4.2.7.3 Несторианская христология как модель обожения человека (400)
4.2.7.4 Количество воль во Христе, в человеке и в обоженном человеке (404)
4.2.8 «Единая энергия» Бога и святых как актуализация бытия в Боге (404)

5 Пути византийского богословия после св. Максима (405)

Глава третья
Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII-IX веках

1 Вводные замечания (407)

1.1 Из истории изучения иконоборческих споров (409)

1.2 От символических изображений к культу иконы (411)

1.3 Историческая канва иконоборческих споров (416)

1.3.1 Первый период иконоборчества (726/730–787) (416)
1.3.2 Второй период иконоборчества (815–843) (419)

1.4 Иконоборчество и иконопочитание: теория и практика (423)

1.4.1 Ситуация на латинском Западе (424)
1.4.2 Судьба иконопочитания у несториан и монофизитов (426)
1.4.3 «Первый блин комом» в богословии иконопочитания: Ипатий Ефесский (428)

2 Богословие иконопочитателей: VIII век (430)

2.1 Церковные символы как «честнáя материя» (431)

2.2 Боговоплощение распространяется на вещество (432)

2.2.1 Божество в теле Христовом и в телах святых (433)
2.2.2 Обоженным является также и характир Христа и святых (434)
2.2.3 Икона и имя Божие (437)
2.2.3.1 Учение Иоанна Дамаскина (437)
2.2.3.2 Учение Седьмого Вселенского собора (439)
2.2.3.3 Икона и имя (442)

2.3 Основные итоги иконопочитательской аргументации в VIII веке (444)

3 Богословие иконоборцев (445)

3.1 Отрицание обожения плоти Христа (446)

3.2 Воскресшее тело Христа и Евхаристия (451)

3.2.1 Различие двух иконоборческих доктрин: догматическое или пастырское? (451)
3.2.2 Иконоборчество IX века о теле Христа до и после воскресения (452)
3.2.3 Иконоборчество VIII века о теле Христа до и после воскресения (454)
3.2.3.1 Оценка достоверности предложенной интерпретации (457)
3.2.4 Выводы о различии между двумя иконоборческими учениями (460)
3.2.5 Учение иконоборцев о Евхаристии (461)
3.2.5.1 «Иконоборческий консенсус» (461)
3.2.5.2 Особенности учения Константина Копронима (463)
3.2.6 Некоторые выводы: особенности учения иконоборцев в VIII веке (466)
3.2.7 Иоанн Грамматик: «богословский синтез» иконоборчества (466)
3.2.7.1 Неописуемость тела Христа только после воскресения (467)
3.2.7.2. Человечество Христа как не имеющее характира (471)
3.2.7.3 Индивидуальные особенности Иисуса (474)

3.3 Общие выводы относительно учения иконоборцев (475)

4 Богословие иконопочитателей в IX веке (475)

4.1 Развитие богословских тем VIII века (476)

4.1.1 Возможность иконы как необходимость (476)
4.1.2 Присутствие и описуемость божества в церковном символе (477)
4.1.3. Изобразимость ангелов (478)
4.1.4 «Образ Божий» как икона и как человек (479)

4.2 Христологические проблемы (481)

4.2.1 Патриарх Никифор: полнота человеческих свойств тела Христа (481)
4.2.2 Феодор Студит: на иконе изображается ипостась (483)
4.2.3 «Природа» + «ипостасные идиомы» ≠ «ипостась» (484)
4.2.4 Итоги христологической полемики с иконоборцами (485)

Глава четвертая
Средневизантийский эпилог: Лев Халкидонский и Евстратий Никейский

1 Византийское богословие между IX и XI веками (487)

1.1 Разрыв с Римом: взгляд из Византии IX–XII веков (488)

1.2 Внутривизантийские богословские проблемы (492)

2 Михаил Пселл и попытка «реабилитации» Прокла (494)

3 Лев Халкидонский и Евстратий Никейский (497)

3.1 Икона в учении Льва Халкидонского (500)

3.1.1 Икона: материя вместо характира, характир вместо Бога (500)
3.1.2 Христология: воипостасирование характира вместо тела Христова (501)
3.1.3 «Акциденцилизация» тела Христа (502)
3.1.4 Акцидентальность всех характиров, кроме «богоипостасного» (504)
3.1.5 Выводы относительно учения Льва Халкидонского (505)

3.2 Икона и человечества Христа в учении Евстратия Никейского (506)

3.2.1 Обоснование иконопочитания иконоборческим аргументом (507)
3.2.2 «Акциденцилизация» ипостасных идиом Христа по человечеству (508)
3.2.3 Христос: человеческая природа без ипостасных идиом (509)
3.2.4 «Акциденцилизация» человечества Христа (510)
3.2.5 Человечество Христа как «частная природа» (511)
3.2.6 Природа «на должности» ипостаси (512)
3.2.7 Выводы относительно богословия Евстратия (513)

4 Дальнейшие пути византийского богословия (515)

Addenda

I Леонтий Иерусалимский-автор VII века (517)
II Максим Исповедник и два Леонтия (522)
III Лев III и иконоборчество армянских монофизитов (526)

Послесловие
Повесть о природе и ипостаси

Методологический постскриптум и немного об И. Ф. Мейендорфе

Указатель имен

Contents