Жиль Делез

Критика и клиника

Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина, послесл. и прим. С. Л. Фокина

СПб., Machina, 2002

Формат: 130 x 200 мм

Объем: 240 с.

ISBN: 5-90141-010-6

Последняя прижизненная книга Жиля Делёза — сборник эссе, посвященных любимым писателям философа, среди которых Кафка, Мелвилл, Захер-Мазох, Лоуренс, Ницше и др. Развивая идеи своих классических работ, Делёз выступает против сведения литературы к психоанализу, к комплексам, к вечным «папа-мама-пи-пи» секретам. Перспективная задача писателя — поиск собственного языка. Именно в решении этой задачи писатель может соприкоснуться с клиническим опытом или втянуться в еще более опасные становления-другим — животным, звездой, женщиной, ребенком. Литература в этом смысле говорит на иностранном языке — каждый писатель вырабатывает внутри, точнее на границах, своего родного языка новый язык, который только и делает его писателем. Анализу этих языков и посвящена эта книга.

На русском языке публикуется впервые.

Ранее в серии «Критическая библиотека», наряду с работами Лиотара, Батая, Лаку-Лабарта, была издана работа Жиля Делёза о Ницше.

Перед нами последнее произведение Делеза. Трагическое письмо, обращенное к самому себе в ретроспекции прощального взгляда. Письмо больного человека, предчувствующего момент, когда логика боли из пограничной превратится в тотальную и смертоносную. Время, когда сопротивляться болезни будет немыслимо, а мыслить — прежде всего саму болезнь — невозможно. Предчувствуя катастрофу, философ старается именно ее сделать объектом мысли, образовав хрупкое сочетание смысла и факта, возможного в опережающем высказывании.

Главы книги — пестрые размышления, критические заметки и литературные очерки, объединенные темой болезни, образами больного языка и больного сознания. Привычные для любителей шизоанализа авторитеты — Арто, Ницше, Беккет, Кафка — высвечиваются в клиническом аспекте «случая». Случая языка. Все они — заключенные клиники, где источники больного сознания локализуются в изоляторе литературного творчества.

Григорий Востряков, Как возможна литература?.., «Ex Libris НГ», 2002, №15

«Критика и клиника» — последняя книга Жиля Делеза. Посвящена она не философии, а литературе. Точнее — языку и письму. А еще точнее — тому, как литература (здоровье) противостоит миру (клинике, бреду). «Критика и клиника» — это тщательно спланированный философский бой, который Делез ведет против психоанализа на поле изящной словесности. Чтобы отвоевать литературу у анально-оральных и прочих комплексов, Делез бросается в пучину самых косноязычных, самых неудобоваримых текстов: Луи Вольфсон, Уитмен, Лоуренс, Кэролл, Хлебников, Альфред Жарри, Захер-Мазох. Не забывает и философов: Спинозу, Канта, Ницше. Но занимается не историей философии и не историей литературы, а залезает в самые дебри языка, подходит к самым его границам и оттуда смотрит, как бред становится литературой.

«Ex Libris НГ», 2002, №66