Жак-Франсуа Лиотар

Хайдеггер и «евреи»

Пер. с франц., прим. и послесл. В. Е. Лапицкого

СПб., Axioma, 2001

Формат: 107 x 163 мм

Объем: 192 с.

ISBN: 5-90141-008-4

Жан-Франсуа Лиотар (1924–1998) — один из наиболее значительных представителей новейшей философии. В предлагаемой читателю работе европейский антисемитизм с его кульминацией — холокостом, отношение европейской культуры к этому «событию», пресловутое «непокаяние» Хайдеггера, степень вовлеченности великого мыслителя — и его мысли — в стихию нацизма, — весь этот комплекс тем подвергается у Лиотара радикальной разработке, парадоксальным образом основанной на анализе предельно классических и, казалось бы, не связанных с предметом построений: некоторых фрейдовских концепций и категории возвышенного в «Критике способности суждения» Канта.

Книга вызвала серьезный резонанс как во Франции, так и за ее пределами. На русском языке публикуется впервые.

На вопрос, который возникает при первом же взгляде на обложку: а почему это вдруг евреи закавычены, — Лиотар отвечает тут же, сходу: «Я пишу "евреи" не из осмотрительности… а чтобы избежать смешения этих "евреев" с евреями реальными. Реальнее же всего в реальных евреях то, что Европа, как минимум, не знает, что с ними делать…» Но даже и не евреи — будь то реальные или в кавычках — и не пресловутое «дело Хайдеггера» является действительной темой этой книги. Подлинная ее тема — то, что скрывается за конкретными фактами Шоа и гипотетическим нацизмом Хайдеггера — поэтика непредставимого. Поэтика Забытого и Забвения, первичного и вторичного вытеснения, бессознательных актов аффектации и столь же бессознательных жестов отторжения. Обо всем этом, по определению неуловимом, Лиотар пишет в соответствующем духе...

«Ex Libris НГ», 2001, №41

В далекие восьмидесятые главной нацистской организацией в СССР было общество «Память». Думаю, знай об этом Лиотар, он бы восхитился столь говорящим и концептуально емким названием и непременно упомянул его в своем эссе ... развернув на страницах детальный анализ мотивов забвения и припоминания в постреволюционном сообществе...

Илья Коноплев, Пре-исподнее смысла: Розыск погибших в застенках памяти, «Ex Libris НГ», 2001, №43